Музей " Гармони деда Филимона"
Адрес: ул. Менделеевская, 9, Тула, Тульская обл.
В музее вы узнаете о происхождении и развитии этого самобытного инструмента, о том, как совершенствовался промысел от миниатюрных гармоник-черепашек XIX в., которые пользовались популярностью среди эстрадных гармонистов и цирковых музыкантов, до огромных концертных баянов и аккордеонов. Музей «Гармони деда Филимона» открылся всего полтора года назад. Его экспонаты — это частная коллекция музыкальных инструментов: гармоней, аккордеонов и баянов. Несмотря на такую узкую тематику, туристов в музее много.В коллекции музея более 150 экспонатов: гармони необычных форм, исторически ценные экземпляры и архивные фото и документы. Каждый предмет хранит свою уникальную историю. Есть здесь знаменитая ливенская гармонь с длинными мехами — непременный атрибут сватовства для гармониста.
Самая звонкая гармонь в коллекции — саратовка с колокольчиками. В музее хранится уникальный экземпляр — личный инструмент мастера Николая Карелина. Музейные сотрудники называют его «гармонь с поклончиком» или «с противоугонной системой». Чтобы открыть инструмент и начать играть на нем, нужно определенным образом сжать его и наклонить. Это не только интересная особенность, но и вынужденная мера: хорошие музыкальные инструменты всегда стоили дорого, поэтому их часто воровали.
Для сравнения: в XIX веке обычная гармонь могла стоить от нескольких копеек до нескольких десятков рублей. Стандартная гармонь стоила около пяти рублей. На эти деньги можно было купить корову. Профессиональный концертный инструмент мог обойтись уже в 20 рублей. Столько же составляло годовое жалованье прачки! Причина такой дороговизны проста: гармонь состоит из трех тысяч деталей, и каждая из них делается вручную.
Одна из самых дорогих гармоней — новоржевская (псковская) резуха. Такое название она получила из-за красивой резьбы на корпусе. У нее низкое органное звучание, необычное для русской гармони.
Есть в музее и совсем необычные модели, например гармонь-сапог, сделанная мастером Семеном Штырхуновым. Корпус инструмента — настоящий хореографический сапог, у которого от танцев даже слегка сбит каблучок. Но при этом модель рабочая, и сам мастер выступал с ней на сцене Кремлевского дворца.
В музее вообще почти все инструменты в рабочем состоянии, на них играют музыканты во время экскурсий.