Музей " Гармони деда Филимона"

 Адрес: ул. Менделеевская, 9, Тула, Тульская обл.

В музее вы узнаете о происхождении и развитии этого самобытного инструмента, о том, как совершенствовался промысел от миниатюрных гармоник-черепашек XIX в., которые пользовались популярностью среди эстрадных гармонистов и цирковых музыкантов, до огромных концертных баянов и аккордеонов. Музей «Гармони деда Филимона» открылся всего полтора года назад. Его экспонаты — это частная коллекция музыкальных инструментов: гармоней, аккордеонов и баянов. Несмотря на такую узкую тематику, туристов в музее много.В коллекции музея более 150 экспонатов: гармони необычных форм, исторически ценные экземпляры и архивные фото и документы. Каждый предмет хранит свою уникальную историю. Есть здесь знаменитая ливенская гармонь с длинными мехами — непременный атрибут сватовства для гармониста.

Самая звонкая гармонь в коллекции — саратовка с колокольчиками. В музее хранится уникальный экземпляр — личный инструмент мастера Николая Карелина. Музейные сотрудники называют его «гармонь с поклончиком» или «с противоугонной системой». Чтобы открыть инструмент и начать играть на нем, нужно определенным образом сжать его и наклонить. Это не только интересная особенность, но и вынужденная мера: хорошие музыкальные инструменты всегда стоили дорого, поэтому их часто воровали.

Для сравнения: в XIX веке обычная гармонь могла стоить от нескольких копеек до нескольких десятков рублей. Стандарт­ная гармонь стоила около пяти рублей. На эти деньги можно было купить корову. Профессио­нальный концерт­ный инструмент мог обойтись уже в 20 рублей. Столько же составляло годовое жалованье прачки! Причина такой дороговизны проста: гармонь состоит из трех тысяч деталей, и каждая из них делается вручную.
Одна из самых дорогих гармоней — новоржевская (псковская) резуха. Такое название она получила из-за красивой резьбы на корпусе. У нее низкое органное звучание, необычное для русской гармони.

Есть в музее и совсем необычные модели, например гармонь-сапог, сделанная мастером Семеном Штырхуновым. Корпус инструмента — настоящий хореографический сапог, у которого от танцев даже слегка сбит каблучок. Но при этом модель рабочая, и сам мастер выступал с ней на сцене Кремлевского дворца.

В музее вообще почти все инструменты в рабочем состоянии, на них играют музыканты во время экскурсий.