Музей Белобородова.

Адрес: г. Тула, ул. Каминского, 24 

Мемориальный музей Н.И. Белобородова – это единственный в Тульской области музыкальный музей. Его открыли в Туле, на проспекте Ленина, в память о знаменитом земляке, изобретшем хроматическую гармонику и создавшем первый в мире оркестр гармонистов. Николай Иванович Белобородов родился в 1828 г. в Туле. Отец его, Иван Матвеевич, был управляющим в имении Медвенки у помещиков Кологривовых; мать по происхождению была из потомственных оружейников, она скончалась после рождения Николая.

Николая учил грамоте дьячок из местной приходской церкви. Но учеба длилась недолго, поскольку отец Николая решил, что ему достаточно уметь разбирать написанное и подписываться своей фамилией. С 11 лет мальчик увлёкся игрой на гармони. Сначала он играл на диатонической однорядной гармонике. Белобородов имел незаурядные способности и решил заняться музыкой серьёзно. В доме его собирались гармонные мастера — рабочие казённого завода. Они играли вместе, соревновались на переигрыш. Тон подобным импровизированным репетициям задавал Николай Иванович. Но примитивность гармоней сильно ограничивала возможности исполнения. Николаю Белобородову хотелось переделать голоса гармоники таким образом, чтобы на ней возможно было исполнить и классическую музыку. У Н.И. Белобородова появилась идея создать новую модель гармоники. В 1875 г. Николай Иванович совместно с гармонным мастером Л.А. Чулковым изготовил экспериментальный инструмент. За основу его была взята диатоническая однорядка. Белобородов добавил к первому ряду второй — с полутонами.

Клавиатура гармоники стала похожей на фортепианную, но группировка клавиш была немного другой – после белой клавиши – чёрная. Первая в мире хроматическая гармоника была сконструирована весной 1878 г. Опыт Белобородова оказался удачным. Гармоника была устроена необычным образом: на небольшом узком корпусе находилось шесть рядов планок. Три голоса звучали одновременно. Определенную роль играла резонаторная камера, где возникали новые обертоны за счет преломления звуковых волн, которые создавали сочное и мягкое звучание. Создание хроматической гармоники оказала сильное влияние на дальнейшее развитие язычково-пневматических клавишных инструментов.

Через некоторое время Н.И. Белобородов заказал изготовление еще двух хроматических гармоник, после чего им было создано семейное трио, в состав которого помимо него самого вошли две его дочери: Софья и Мария. Трио удачно выступало на многих благотворительных мероприятиях, что навело Николая Ивановича на мысль о создании более крупного музыкального коллектива. В 1880-1890-х гг. Белобородов оставил свою службу и начал изучать теорию музыки и строение аккордов при помощи местных капельмейстеров: Шарова и Бузовкина. Среди отечественных гармонистов Белобородов первым овладел нотной грамотой. Не раз к Белобородову приезжали представители фирмы «Кальбе», производящей лучшие венские гармоники, предлагая продать патент на хроматическую гармонику. Но Николай Иванович не продал свое детище за границу.

В 1885-1886 гг. из рабочих патронного и оружейного заводов Белобородов создал первый во всем мире «Оркестр кружка любителей игры на хроматических гармониках». Этот оркестр был первым, который играл по нотным партитурам. Среди ценителей профессионализма гармонистов был и Лев Толстой. Перед ним оркестр выступал в 1893 г. недалеко от Косой горы на даче Белобородова. Первое публичное выступление оркестра состоялось в феврале 1897 г. Оно проходило в Дворянском собрании Тулы.

После этого оркестр Белобородова постоянно гастролировал и выступал в Серпухове, Калуге, Воронеже, Орле и другим российским городам. В экспозиции музея Белобородова в полной мере отражена культурная музыкальная среда Тулы начала 20 в. В музее можно увидеть самые разные гармоники, в том числе и знаменитую венскую, но основным экспонатом является тульская «хроматическая» гармонь, которая была выполнена по заказу Н.И. Белобородова в 1878 г. Л.А. Чулковым. Изобретение Н.И. Белобородова дало новое звучание гармоникам, что дало возможность П.И. Чайковскому ввести их в симфонический оркестр. Интерьер мемориальных помещений оформлен афишами, фотографиями, предметами и мебелью начала 20 в. Кульминационным моментом экспозиции является знакомство с воспроизводящими музыкальные звуки времен Белобородова действующими граммофоном и фисгармонией.